Пропустить навигацию.
Главная

Феномен террориста-смертника

С. Чудинов, публицист

Несмотря на чрезвычайную популярность темы терроризма смертников и солидного массива публикаций (преимущественно на английском языке), сам феномен остается загадкой, трудно поддающейся объяснению в социолого-политологических категориях. Судя по публикациям за последние годы, среди специалистов в данной области уже вряд ли найдется ученый, который поставил бы под сомнение высокую значимость культурного контекста. К сожалению, до сих пор весьма редки исследования, пытающиеся описать "культуру мученичества" несколько глубже базовых мусульманских представлений о джихаде, достоинстве и награде мученика-шахида в раю и т.п. В действительности тематика, касающаяся детерминации мировосприятия и поведенческих стереотипов террориста-смертника религиозными категориями и ментальными установками соответствующей религиозно-культурной среды, фактически еще не открыта. Один из частных аспектов данной тематики станет предметом нашего исследования - проблема характера воздействия религиозного фатализма на сознание террористов-смертников, мотивированных идеологией радикального ислама.

Проанализировав целую массу завещаний и прощальных речей палестинских террористов-смертников, американский ученый М. Хафез пришел к выводу о поразительной популярности одного из коранических стихов (аяшов), наиболее часто цитируемого: "Не вы убили их, а Аллах убил их..." (Коран, 8:17). Аят был ниспослан после битвы при Бадре (624), первой крупной военной победы ранней мусульманской общины. В этой битве отряд мусульман под предводительством Мухаммада численностью чуть более 300 человек противостоял превосходящей их как минимум в два раза армии язычников Мекки. Общий смысл аята заключается в том, что мусульмане добились победы благодаря непосредственному вмешательству Божьей воли. Очевидно, что, цитируя его, будущие "шахиды" декларируют свои упования на божественную поддержку в борьбе с врагом. На первый взгляд это может быть оценено как удобное в пропагандистских целях идеологическое клише. Но если присмотреться к этой фразе внимательнее, она потребует герменевтического прочтения, основанного на знании тонкостей мусульманского мировоззрения, пронизанного верой в вездесущность божественного вмешательства. Что в действительности означают эти слова для самих смертников? Понимают ли они их буквально или аллегорически? Надеются ли на прямое вмешательство Божьей воли - причинение самим Аллахом урона врагу руками "шахида", выступающего лишь в качестве внешнего 'повода? Или же рассчитывают на косвенное вмешательство в виде содействия своим усилиям, облегчения не зависящих от человека обстоятельств, дарования удачи?