Пропустить навигацию.

Этноконфессиональная ситуация в ираке в 1990-е годы

А. Гончаров

Иракское общество, находясь на историческом перекрестке разных цивилизаций, за свою многовековую историю приобрело очень сложную и неоднородную структуру. В XX в. общество формировалось после политической консолидации страны из совершенно разнородных этнических, религиозных, племенных и локальных сообществ. Наличие трех крупных обособленных групп, т.е. южное шиитское большинство, политически лидирующие сунниты центра и курдский Север, не отражало всей картины, поскольку все эти группы были разделены внутри себя не менее серьезными границами. Четвертую группу, еще более обособленную от вышеназванных трех, составляли ассирийцы - христиане. Как справедливо отмечал "отец-основатель" независимого иракского государства король Фейсал I (годы правления 1921-1933), "по-прежнему не существует иракского народа. Есть только трудно вообразимые массы человеческих существ, лишенных какой-либо патриотической идеи, вдохновленных религиозными традициями и вздором, не связанных какими-либо общими связями, склонных к пороку и анархии, постоянно готовых восстать против вообще любого правительства".

Эти суровые, но очень правильные слова можно отнести и к Ираку на рубеже XX-XXI вв. До свержения режима С. Хусейна общественные связи в стране существовали на двух уровнях. Имелась общенациональная консолидированная политическая структура - Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ). Но вместе с ней продолжала существовать сложная, запутанная и не всегда явная сеть традиционных связей. По мнению российского востоковеда В.В. Львова: "Самый идеологически подкованный борец за дело партии ПАСВ все равно принадлежит какому-либо племени. И он должен периодически посещать племенные собрания у шейха, вникать в проблемы племени и помогать соплеменникам. Если кто-либо ведет себя недостойно, если вспыхнула ссора или неприятности в семье, люди обращаются не в партийные или государственные органы, а к шейху". Такая система не является чем-то уникальным для арабских стран. Но особенностью именно Ирака является то, что сообщества, объединенные традиционными связями, не только не имеют каких-либо отношений друг с другом, но зачастую враждебны. Действительно, трудно вообразить наличие единства у курдов, туркменов, персов, ассирийцев, армян, сабейцев. Сунниты и шииты также разделены на многочисленные племена и группировки.

. ул. В.Верховинца, 12 - subaru legacy. Subaru Legacy в Украине.